Вт. Ноя 12th, 2024

«Ситимобил» пошел на разгон

«Ситимобил» пошел на разгон

Стоимость поездок в агрегаторе такси выросла

Газета «Коммерсантъ» №106 от 23.06.2021, стр. 10

Агрегатор такси «Ситимобил», который с момента начала экспансии на российский рынок считался дешевым сервисом, впервые по стоимости поездок оказался в среднем дороже «Яндекс.Такси». В «Ситимобиле» поясняют, что сменили приоритет с расширения на повышение экономической эффективности. У российских компаний в целом уходит желание жечь деньги, подтверждают эксперты. Тем больше участников рынка нервирует щедрость китайского агрегатора DiDi.

“Ъ” ознакомился с отчетом Bank of America от 16 июня, посвященным бизнесу «Яндекс.Такси». Из него следует, что основной конкурент компании на российском рынке «Ситимобил» стал дороже. В среднем с января 2019 года поездка на «Ситимобиле» в классе эконом обходилась на 1–3% дешевле аналогичной в «Яндекс.Такси», но в июне чек у первого агрегатора оказался на 7% выше, чем у конкурента.

Это усредненное значение по семи городам (в их числе Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Воронеж и др.). В Москве, например, поездка на «Ситимобиле» в июне все еще обходилась на 17% дешевле «Яндекс.Такси». Но в целом аналитики отмечают, что не видят роста конкурентного давления со стороны «Ситимобила», скорее наоборот.

В то же время дешевле «Яндекс.Такси» в городах совместного присутствия в начале июня оказался китайский агрегатор DiDi. Поездки на нем стоят на 5–12% меньше на тех же маршрутах, подсчитали аналитики. Разница чеков, впрочем, существенно сократилась: в январе она доходила до 30%.

Сервис «Ситимобил» входит в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка в сфере еды и транспорта. В первом квартале 2021 года оборот агрегатора вырос на 53% год к году, до 14,3 млрд руб. Количество поездок через сервис выросло на 30% и составило 51,2 млн. «Яндекс.Такси» отчитывался о росте поездок на 24% без точных цифр.

Источник “Ъ” на рынке такси считает, что оценки BofA выглядят «очень сомнительно». По его словам, в целом цены у агрегаторов последние месяцы не менялись. Однако в «Ситимобиле» фактически подтверждают смену стратегии.

«Низкие цены и скидки — рабочий инструмент для быстрого роста на старте бизнеса. Мы занимаем уверенную вторую позицию по доле рынка и уже сосредоточены не на наращивании доли, а на повышении экономической эффективности операций»,— пояснил гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев. Топ-менеджер добавил, что также происходит смещение спроса в более дорогие сегменты: объем утроился в b2b и высоких классах тарифов. В «Яндексе» отказались от комментариев.

Повышенное внимание к стоимости поездок на такси через агрегаторы возникло на фоне обвинений в демпинге китайской компании DiDi, вышедшей в Россию в ноябре 2020 года. Жалобу в ФАС на недобросовестную конкуренцию из-за субсидий DiDi водителям и пассажирам направил сервис «Максим» (см. “Ъ” от 4 июня), а также, по данным РБК, «Национальный совет такси».

По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, «Ситимобил» мог нащупать порог ценовой чувствительности потребителя: разницу в тарифах от ключевого конкурента, на которую пользователь не обращает внимания. Собеседник “Ъ” на рынке допускает, что на статистике отразилось не повышение расценок «Ситимобила», а, наоборот, снижение тарифов «Яндекс.Такси» из-за роста конкуренции. Однако управляющий партнер Leta Александр Чачава в этом сомневается, полагая, что «Яндекс.Такси» чувствует себя на рынке комфортно. По мнению эксперта, «Ситимобил» также «приводит модель к рыночному соответствию»: «Основа конкурентоспособности агрегаторов такси — ценообразование и дотации, поэтому на старте модель очень убыточна».

В целом, полагает господин Чачава, желание жечь деньги на российском рынке у игроков уходит: задачи по экспансии решены, им хочется показывать положительную EBITDA. Глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус уточняет, что разница в стоимости у агрегаторов не ключевая проблема на текущий момент: «На протяжении многих лет цена поездки формируется алгоритмом исходя из огромного числа факторов». По мнению эксперта, компаниям «необходимо объяснять это потребителям более четко».

Дмитрий Шестоперов