Сбербанк примерил белый воротничок
Его дочерний портал запустил соцсеть для деловых контактов
Газета «Коммерсантъ» №112 от 01.07.2021, стр. 10
Портал для трудоустройства «Работа.ру» запустил деловую социальную сеть «Инсайдер», пользователи которой смогут использовать свои визитки и в других соцсетях и мессенджерах. Создатели платформы неохотно сравнивают себя с заблокированной в России LinkedIn, но рады занять ее нишу. Конкуренты «Работы.ру» подобные проекты не рассматривают, полагая, что потребности в общении профессиональной аудитории удовлетворяют Facebook и «ВКонтакте».
Принадлежащая Сбербанку «Работа.ру» запустила деловую социальную сеть «Инсайдер», рассказал “Ъ” глава классифайд-сервисов банка Олег Голубцов. По данным Google Play, мобильное приложение «Инсайдер» тестируется с марта 2021 года. Первыми его пользователями стали сотрудники классифайд-сервисов банка, уточнил господин Голубцов.
Основная идея «Инсайдера» — превратить закрытые резюме «белых воротничков», которые обновляются довольно редко, в публичные профили, содержащие информацию о профессиональном опыте, навыках и интересах специалиста, говорит Олег Голубцов. Особенностью проекта станут «инсайды» — публикации, в которых пользователи ищут бизнес-партнеров, работу, инвесторов или предлагают свою экспертизу рынку.
В отличие от американской деловой соцсети LinkedIn «Инсайдер» будет открытой системой, пользователи которой смогут использовать свои визитки и в других соцсетях и мессенджерах, говорит господин Голубцов. Сервис планируется продвигать через экосистему Сбербанка, также пользователям «Работа.ру» предложат создать профиль в нем.
Сбербанк приобрел «Работу.ру» в июне 2019 года за 1,2 млрд руб. Выручка управляющего сервисом ООО «Рдв-Софт» в 2020 году составила 524,3 млн руб., чистый убыток — 1,3 млрд руб. По данным Mediascope, месячная аудитория сайта в апреле составила 2,4 млн. У HeadHunter — 9,4 млн, у SuperJob — 3,6 млн. Аудитория LinkedIn в том же месяце составила 1,4 млн человек.
LinkedIn заблокирована в России с октября 2016 года за отказ локализовать данные россиян на территории страны. Доступ к ней мог осуществляться через VPN-сервисы, но сейчас Роскомнадзор блокирует те, которые позволяют обходить ограничения на доступ к противоправному контенту.
В приложение SuperJob также используются аналогичные «Инсайдеру» социальные техники, отмечает президент компании Алексей Захаров. У компаний на рынке есть интерес к «социальности», и для «Работы.ру» это логичный запуск, считает он. Но пока ни одной социальной сети для профессиональных контактов из России «выстрелить» не удалось, говорит господин Захаров. С этим соглашаются в HeadHunter: «Потребности общения профессиональной аудитории уже существенно удовлетворяют Facebook и «ВКонтакте»».
Ключевая особенность LinkedIn — вакансии зарубежных компаний с возможностью переезда, и вряд ли «Работе.ру» удастся занять эту нишу, сомневается глава «Лаборатории карьеры Алены Владимирской» Алена Владимирская: «В любом случае, у Сбербанка хватит денег, чтобы нагнать трафик и аудиторию, а потом, вероятно, закроют проект через год-полтора».
Основная проблема деловых соцсетей — запросы аудитории, считает управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель. «Потребности и привычки даже у «белых воротничков» отличаются в зависимости от профессии, возраста и региона. Мобильный разработчик и старший бухгалтер не будут искать работу одинаково»,— поясняет он, добавляя, что для «Авито» не планирует проект деловой соцсети.
Однако глава технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Легкодимов полагает, что ниша на российском рынке для классифайда с возможностями соцсети и рекомендаций существовала, и приход нового игрока закономерен. По его мнению, проект может быть перспективным, особенно на фоне внесения изменений в Трудовой кодекс в части электронного документооборота и создания единой цифровой платформы для управления вакансиями (см. “Ъ” от 11 мая) на базе системы «Работа в России», которой займется Роструд.