ОАО РЖД вывезет якутский уголь новыми тропами
Холдинг рассматривает строительство отдельной дороги к океану
«Коммерсантъ» от 08.07.2021, 01:46
ОАО РЖД рассматривает возможность строительства для вывоза якутского угля линии на восток, параллельной БАМу и Транссибу. Это позволит, обеспечивая вывоз масштабных новых объемов угля из Якутии, дополнительно не загружать инфраструктуру Восточного полигона. По информации “Ъ”, в качестве одного из вариантов рассматривалось строительство линии с конечной точкой в Удской губе Охотского моря.
ОАО РЖД по предложению «Эльгаугля» рассматривает возможность строительства для вывоза угля из Якутии железнодорожной линии, параллельной БАМу и Транссибу. Об этом 7 июля на совещании президента с членами правительства сообщил глава ОАО РЖД Олег Белозеров.
«Вы сейчас, наверное, имели в виду Эльгу, где ежедневно идет девять-десять составов на сегодняшний день по объемам,— цитирует его РИА «Новости».— Коллеги предложили построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана при условии, если им дадут возможность вывозить уголь.
То есть, это будет даже не БАМ, и не Транссиб, а еще одна новая ветка выше, третья параллельная, в сторону Тихого океана. Мы тоже этот вариант вместе с ними рассматриваем, будем предлагать дополнительно в правительство, чтобы расширить и эти мощности».
«Если это целесообразно, делайте и это,— ответил Владимир Путин.— Но надо что-то делать, нельзя просто сидеть».
Крупнейшие угольные компании, работающие в Якутии,— «Эльгауголь» Альберта Авдоляна и «Колмар» — собираются заметно нарастить добычу и экспорт угля, при этом железнодорожные выходы для вывоза этих объемов на экспорт не были предусмотрены в базовых документах планирования развития Восточного полигона. Стоимость этих выходов в модели, где они смыкаются с БАМом (и в ряде вариантов выходят на Транссиб), оценивалась в 350–700 млрд руб. в зависимости от того, будут выбраны тепловозная тяга или электрифицированные пути. Президент 2 марта получил проработать способы их финансирования, в частности, из средств ФНБ, на которые ОАО РЖД уже подало заявку (см. “Ъ” от 3 марта и 24 мая). При этом рассматривалась и возможность финансировать их из инвесттарифа (см. “Ъ” от 4 июня).
По информации “Ъ”, по состоянию на июнь в качестве конечной точки рассматривался поселок Чумикан в устье Уды на побережье Охотского моря, провозная способность на линии должна была составить порядка 50 млн тонн, при этом предполагалось финансирование или софинансирование строительства за счет платежей грузоотправителей.
Строительство отдельной линии на восток, соединяющей Восточную Сибирь и Якутию с побережьем, рассматривали в конце XIX, а потом во второй половине XX века. В частности, проект Ленско-Камчатской магистрали до Петропавловска-Камчатского предполагал возможность строительства ответвления от Усть-Юдомы на юг до Чумикана и далее до соединения с БАМом, но проект так и не был реализован.
Вместе с тем, ОАО РЖД прорабатывает и другие маршруты к побережью Тихого океана, минуя БАМ и Транссиб. В частности, по данным “Ъ”, на экспертном совете ОАО РЖД в апреле в числе работ на этот год рассматривалось предварительное обоснование инвестиций в строительство линии Нижний Бестях — Магадан.