Чт. Ноя 14th, 2024

Нервный тик, непостоянный ток

Нервный тик, непостоянный ток

Раздали премии канала «Муз-ТВ»

Газета «Коммерсантъ» №96/П от 07.06.2021, стр. 11

4 июня в столичном дворце спорта «Мегаспорт» прошла церемония вручения премии «Муз-ТВ». В этот раз награды вручали сразу за два года — 2020-й и 2021-й. Новое руководство музыкального канала попыталось вдохнуть в ежегодное событие новую жизнь. Но скандал, которым закончилась церемония, показал все же, что ни канал, ни премия пока еще не преодолели инерцию долгих лет существования в рамках «старого телевизора» — неизменной обоймы звезд, продюсеров и смыслов, считает Борис Барабанов.

Было бы странно, если бы организаторы «Премии «Муз-ТВ»» не обратили внимания на огромную плеяду звезд социальной сети TikTok, которые в отчетный период стали в масскульте главными ньюсмейкерами и главными производителями контента. Тиктокеры прибыли на церемонию в избытке — это был список новых имен, тот ряд новых лиц, который ничего не говорит зрителю старше 25 лет.

Главной звездой в этой компании был Даня Милохин, человек, олицетворяющий TikTok в России. Он приехал в «Мегаспорт» прямо из Санкт-Петербурга, где выступал на Петербургском международном экономическом форуме. Участие блогера в ПМЭФ стало едва ли не главной новостью делового события. На «Премии «Муз-ТВ»» он тоже произвел фурор, появившись на сцене и в пресс-зоне в наряде, наполовину состоящем из женского платья. Вряд ли был хоть один человек за кулисами, избежавший соблазна сделать селфи с героем TikTok. Тем не менее премию в номинации «Прорыв года» получил не Даня Милохин, а группа Dabro.

Неожиданным оказался и результат голосования в номинации «Лучший исполнитель». Моргенштерн (настоящее имя — Алишер Валеев) к этому моменту уже заполучил в свою коллекцию призовую тарелку в номинации «Лучшее видео» и готовился принять еще одну награду. Однако премию «Муз-ТВ» в этой номинации получил Артур Пирожков (персонаж комика Александра Реввы). Моргенштерн поднялся на сцену и объявил о своем несогласии с обнародованным решением. Он также потребовал вывести на экраны результаты голосования. Ведущий Дмитрий Нагиев сообщил ему, что это невозможно, так как «бухгалтерия закрыта». Моргенштерн не ушел со сцены и долго требовал справедливости. «Я пришел сюда не за тарелкой, я пришел сюда за правдой»,— заявил артист.

Когда церемония закончилась, он продолжил битву уже в соцсетях. На своей странице в Instagram он напомнил публике, что его альбом «Легендарная пыль» (2020), записанный во время прямой трансляции на YouTube, за первые два дня после релиза прослушали в сети «ВКонтакте» более 21 млн раз. Моргенштерн выпустил за год десять синглов, и каждый оказался на первом месте. Каждый из десяти клипов, снятых на синглы, на YouTube посмотрели более 20 млн.

Все упомянутые и многие другие рекорды артиста — это достижения на музыкальных платформах и видеохостингах. Но премия, которая его расстроила,— это премия отдельно взятого телеканала. Сначала 250 экспертов музыкальной индустрии определяют длинный список номинантов, затем они же формируют шорт-лист по десяти номинациям, а потом зрители голосуют в интернете. В 2021 году, по информации «Муз-ТВ», за номинантов отдали 7 млн голосов. Как объяснил “Ъ” гендиректор «Муз-ТВ» Захар Бабин, голоса экспертов-академиков суммировались с голосами зрителей в определенных долях. «Кроме того,— заявил господин Бабин,— после того как на прошлой неделе Алишер объявил о намерении получить «тарелки» во всех четырех номинациях, где он был представлен, нами было зафиксировано несколько больших атак на сайт премии из-за границы. Как это обычно бывает в таких случаях, понять, в чьих интересах были эти действия, невозможно, нас атаковали из стран типа Индии. Добавлю также, что со следующего года мы будем подсчитывать голоса вместе с какой-нибудь аудиторской или юридической компанией, чтобы избежать подобных ситуаций».

В итоге от демарша Моргенштерна выиграли все. Сам артист получил новую дозу внимания. Александр Ревва получил награду. И непохоже, чтобы сам телеканал слишком расстроила выходка Моргенштерна — в конце концов, микрофон ему не выключили, дали высказаться, а он выдал ураганную live-версию своего хита «Cadillac», к исполнению которого присоединились Элджей, Дава, Тимати, Егор Крид и прочие звезды российской поп-музыки, не скрывавшие во время церемонии симпатий к герою вечера.

Илья Прусикин (Little Big): отмены концертов не имеют никакого смысла

Это была очень веселая компания. Но это не была революция. Все, что увидела публика, от шествия тиктокеров по красной дорожке до языческих плясок под «Cadillac»,— лишь симуляция смены элит. От шоу в целом все равно осталось ощущение «раздачи слонов» внутри обоймы. Вероятно, невозможно сразу сломать все. Долгие похвалы Филиппа Киркорова в адрес Димы Билана, которые сменяются долгими похвалами Димы Билана в адрес Филиппа Киркорова,— из ряда вещей, которые не вытравить в один заход.

А революционной эта церемония была бы, если бы кто-нибудь из участников воспользовался эфиром и высказался насчет того, что накануне в Санкт-Петербурге явочным порядком отменили все концерты. Концерты ЛСП, Wildways, Касты и других артистов разных жанров решением городского комитета по культуре, как принято говорить, одним росчерком пера были отменены «на период проведения значимых международных мероприятий в Санкт-Петербурге, проходящих при большом количестве лиц, прибывающих из других регионов и стран». То есть, вероятно, даже не на период ПМЭФ, а до конца игр чемпионата Европы по футболу, то есть до 11 июля.

Моргенштерн, конечно, большой провокатор, но бился он только за свою правду. И по большому счету все равно играл по правилам старого доброго телевизора.