Сб. Ноя 2nd, 2024

Интернет растерял провода

Интернет растерял провода

Рост рынка широкополосного доступа почти остановился

Газета «Коммерсантъ» №150 от 24.08.2021, стр. 10

Рост рынка проводного интернета в России замедляется. Во втором квартале он составил всего 1% по числу подключений и чуть более 2% в деньгах, подсчитали в «ТМТ Консалтинг». Провайдеры объясняют ситуацию насыщением рынка и рассчитывают продолжить расти за счет дополнительных услуг и пакетных предложений. После окончания самоизоляции и выхода с «удаленки» многие абоненты отказалась от проводного интернета в пользу мобильного, считают эксперты.

“Ъ” ознакомился с отчетом агентства «ТМТ Консалтинг», посвященным итогам второго квартала на рынке широкополосного доступа в интернет. Из документа следует, что за этот период общая абонентская база выросла год к году всего на 1%, до 34,6 млн подключений, в деньгах — чуть более чем на 2%, до 37,5 млрд руб. При этом компания впервые с начала измерений в 2015 году зафиксировала последовательное снижение показателей квартал к кварталу: в апреле—июне они уменьшились к январю—марту на 0,04% подключений и на 0,8% в деньгах. Как уточнила аналитик «ТМТ Консалтинг» Ирина Якименко, снизился и показатель среднего дохода с одного абонента в месяц (ARPU) с 364 до 361 руб.

Первое место по числу абонентов сохранил «Ростелеком», но среди крупных компаний именно он потерял аудиторию — она уменьшилась на 0,5% (или почти на 60 тыс. абонентов), до 12,3 млн. Второе место занял МТС, число абонентов которого выросло на 3,9%, до 4 млн. Третье сохранил «Эр-Телеком» с 3,8 млн абонентов, число которых не менялось с середины 2020 года. На четвертом «Вымпелком» с приростом базы в 0,5%, до 2,86 млн.

Снижение рынка во втором квартале по сравнению с первым и замедление роста год к году в «ТМТ Консалтинг» связывают с его насыщением: «Возможности экстенсивного органического роста для рынка практически исчерпаны». Стагнация началась еще несколько лет назад, но самоизоляция в начале пандемии подстегнула рынок весной 2020 года. Прирост абонентов тогда продемонстрировали все крупные провайдеры, но в связи с действием разных акций и спецпредложений началось снижение выручки.

В «Ростелекоме» настаивают, что продолжают фиксировать «рост количества абонентов, подключенных по оптическим технологиям доступа». Увеличилась и выручка от частных клиентов ШПД (с учетом платежей за клиентское оборудование), подчеркнули в компании. Там уверены, что доля «Ростелекома» на рынке в денежном выражении также растет.

В «Эр-Телекоме» отмечают, что снижение темпов роста — «естественная тенденция для массового рынка фиксированного ШПД в мире». Проблема, по словам представителя компании, решается за счет расширения спектра дополнительных услуг и пакетных предложений: «Со своей стороны, мы сконцентрированы на совершенствовании клиентского опыта, развитии технологической инфраструктуры и выходе на новые рынки, включая умную домофонию, видеонаблюдение и «Умный дом»«.

«Вымпелком» продолжает расти как по числу абонентов ШПД, так и в доходах, отмечают в компании: «Оценка «ТМТ Консалтинг» близка к нашим показателям». Этот рост обусловлен эффективностью конвергентных продуктов (тарифы с домашним интернетом, телевидением и сотовой связью), объясняет представитель оператора. «Рынок ШПД последние несколько лет растет исключительно за счет подключений конвергентных продуктов. По нашим прогнозам, в 2021 году они покажут рост еще на 15%»,— добавляет он.

Рост МТС также обеспечивают в первую очередь конвергентные тарифы, считают в компании: «Мы видим перспективы в объединении фиксированной связи с другими продуктами экосистемы МТС в единые предложения или подписки».

Отток абонентов на рынке связан с тем, что некоторые после выхода с «удаленки» решили не сохранять подключение к проводному интернету, сохраняя только мобильный, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Сейчас, по его словам, в городах-миллионниках средняя скорость сотовой сети достигает 30 Мб/с, что позволяет спокойно смотреть онлайн-видео. По прогнозу эксперта, до конца года рынок проводного ШПД продолжит снижаться и по итогам года может оказаться меньше показателей 2020 и даже 2019 года.

Юлия Тишина