Чт. Ноя 14th, 2024

Денег хватит еще на один Ever Given

Денег хватит еще на один Ever Given

Наталья Скорлыгина о пропуске через Суэцкий канал

Газета «Коммерсантъ» №120 от 13.07.2021, стр. 7

30 июня в Египте закончился финансовый год, и выяснилось, что итоги трудовой деятельности администрации Суэцкого канала (SCA), ведающей сбором средств за пропуск через него судов, более чем впечатляющие. 11 июля глава SCA Усама Рабиа сообщил, что за первое полугодие 2021 года канал пропустил 9763 судна с 610 млн тонн груза против 588 млн тонн годом ранее, а в 2020/21 финансовом году компания зафиксировала самый высокий доход в истории канала — $5,84 млрд, это на 2% больше, чем годом ранее.

Между тем Суэцкий канал едва не отпевали всем миром, когда в конце марта его перекрыл на неделю контейнеровоз Ever Given. Особенно добросовестно хоронила его Россия, продвигая на фоне кризиса альтернативные пути транспортировки — трансъевразийскую железную дорогу (которая действительно ощутила заметный приток контейнеров) и Севморпуть (который не ощутил).

Блокировка канала обходилась мировой морской торговле в $400 млн в час, а получатели груза общей стоимостью около $770 млн вынуждены были ждать три месяца, пока освобожденное судно выпустят со «штрафстоянки», куда его поставили власти Египта за отказ выплатить компенсацию. Свои убытки от аварии SCA первоначально оценивала в $916 млн, потом согласилась сократить требования до $550 млн, что и принял судовладелец, но в этой сумме заключена и премия за спасение (судно было снято с мели усилиями SCA), и компенсация морального ущерба. В чистом виде недополученную выручку канала за сутки кризиса Египет оценивал в $15 млн.

Однако на фоне бума контейнерных перевозок на направлении Азия—Европа инцидент, который мог бы в иное время уничтожить прибыли канала, сказался на его финансовых результатах необычайно слабо. Оживление контейнерной торговли после пандемии, дефицит самих контейнеров и вместимости судов взвинтили ставки фрахта до небывалых высот. В конце мая на маршруте Азия—Европа они первый раз в истории выскочили за $10 тыс. за FEU (условный сорокафутовый контейнер) и продолжили расти. Разница, например, между ценами на направлении Шанхай—Роттердам на начало и конец египетского финансового года, по данным Drewry World Container Index, составила 596%: ставка достигла $12,2 тыс. за FEU.

По недавним оценкам Moody`s, это благоденствие продлится весь этот год и сохранится в следующем. Высокий спрос будет стимулировать судоходство на Суэцком канале. А через два года, по оценкам SCA, может завершиться и его расширение, что повысит его пропускную способность. Поэтому, если на имеющиеся сегодня $120 млн спреда в доходах с прошлым финансовым годом можно себе позволить посадить Ever Given на мель еще разок, в дальнейшем, возможно, Египет сможет сделать это дважды или трижды.