Чт. Дек 5th, 2024

БАМ начал ветвиться

БАМ начал ветвиться

Правительство не может выбрать вариант третьего этапа расширения

Третий этап развития железнодорожного Восточного полигона, рассчитанный на повышение провозной способности до 240 млн тонн, оценили в 2–4 трлн руб. Финальная сумма будет зависеть от состава мероприятий проекта, который не утвержден. Но уже понятно, что появление собственной ветки «Эльгаугля» к Охотскому морю не решит проблему роста грузопотока из Якутии в целом. Зато ветка рискует перетянуть часть средств ФНБ, которые иначе могли бы пойти на энергоснабжение БАМа.

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров сообщил в ходе ВЭФ, что третий этап модернизации Восточного полигона может стоить 2–4 трлн руб., разброс зависит от направления перемещения грузопотоков: «Если ехать из европейской части РФ большим объемом, значит, нам полностью нужно увеличить пропускные способности и на Транссибе, и на БАМе».

Во многом смета «третьего БАМа» будет зависеть от того, как именно решат строить железную дорогу для вывоза угля с месторождений Якутии, включая крупнейшее Эльгинское. Не так давно появилась неожиданная идея строительства специальной ветки необщего пользования Эльга—Чумикан к Охотскому морю. «Эльгауголь» просит приоритета для вывоза по БАМу на пять лет, а потом обещает уйти на собственную дорогу. Однако на фоне перегруженности БАМа это может ущемлять интересы грузоотправителей из других регионов, прежде всего Хакасии и Бурятии (см. “Ъ” от 30 августа).

Из протокола совещания от 27 августа у первого вице-премьера Андрея Белоусова (“Ъ” видел документ) следует, что ведомства должны представить согласованные предложения по линии к 8 октября.

«Вопрос предоставления преференций (ветке Эльга—Чумикан.— “Ъ”) до конца не решен,— сообщил 2 сентября в кулуарах ВЭФ министр энергетики Николай Шульгинов.— Обсуждается строительство и за счет ФНБ. Строительство полностью частной дороги может привести и к некоторым ограничениям (на время строительства для имеющейся инфраструктуры). Мы находимся в поиске оптимального решения, чтобы и не ограничить, и предоставить какие-то стимулирующие меры для «Эльгаугля»».

Выделение средств ФНБ на выходы из Якутии предполагало еще мартовское решение президента РФ (см. “Ъ” от 3 марта). ОАО РЖД подавало заявку на 188 млрд руб. (см. “Ъ” от 14 июля). О средствах ФНБ для «Эльгаугля» говорилось и на совещании у Андрея Белоусова. Компании предложили актуализировать материалы, учтя в них и предельно допустимые объемы пропуска, рассчитанные ведомствами, а также затраты на строительство глубоководного морского терминала, предусмотрев расходы на работы по строительству искусственных сооружений и временных технологических дорог. Исходные расчеты «Эльгаугля» были весьма скромными — менее 100 млрд руб. на 500 км дороги и терминал на 30 млн тонн.

«При возникновении дефицита средств для реализации проекта проработать вопрос о привлечении средств ФНБ»,— говорится в протоколе.

Как пояснил один из источников “Ъ”, о средствах ФНБ шла речь как об альтернативе введению приоритета на БАМе, поскольку господин Белоусов против нарушения правила недискриминационного доступа к сети.

Но, как выяснилось, даже при уходе «Эльгаугля» с Восточного полигона его инфраструктуру придется расширять под другой якутский уголь. В протоколе говорится о разработке проекта организации движения и выборе оптимальных решений, в том числе о строительстве моста через реку Амур на участке Комсомольск-на-Амуре—Ванино и второго Кузнецовского тоннеля с учетом завершения не позднее 2025 года строительства второго пути на участке Тында—Комсомольск-на-Амуре.

Эти мероприятия были составной частью альтернативного чумиканской ветке сценария по развитию выходов из Якутии через БАМ и Транссиб в направлении портов Ванино-Совгаванского узла. Они оценивались в 874 млрд руб. с учетом электрификации участка Тында—Комсомольск, на которую приходится не менее половины стоимости. В сумму входило расширение Восточного полигона на 32 млн тонн, лишь 16,6 млн тонн из которых давала Эльга, остальное приходилось на Сугодинско-Огоджинское, Денисовское, Нерюнгринское и Чульмаканское месторождения.

Только второй Кузнецовский тоннель, сообщил 2 сентября Олег Белозеров, стоит порядка 50 млрд руб.: «Обход Хабаровска тоже достаточно серьезная величина. А если ехать из европейской части РФ, это Северомуйский тоннель: там тоже порядка 80 млн тонн мы можем провезти без строительства. Если выше, и именно оттуда пойдет поток, и будет государством и грузоотправителями принято решение, это еще около 200 млрд руб.». Но топ-менеджер пообещал найти средства, «если тариф будет выгодным».

Между тем остался открытым вопрос электрификации. Как пояснил господин Шульгинов, Минэнерго не поддерживает ее на третьем этапе: «Оценки стоимости высокие. Для реализации решения по генерации и строительству линии нужно внести изменения во второй этап. То есть вынести проекты по второму этапу из экспертизы и переделать их. Это будет задерживать его реализацию». Он добавил, что энергетики не получили средств из ФНБ и на второй этап, по третьему источник финансирования определен только для железнодорожников.

Для электроснабжения третьей очереди Восточного полигона, по оценкам Минэнерго, потребуется 1,8 ГВт новой, преимущественно угольной генерации (см. “Ъ” от 10 июня). Так, предлагается расширить еще не построенную для второго этапа ТЭС «Пеледуй» (добавив два блока мощностью 304 МВт), увеличить мощности входящих в «РусГидро» Нерюнгринской ГРЭС (два блока, 430 МВт), Совгаванской ТЭЦ (два блока, 126 МВт) и Комсомольской ТЭЦ-3 (два газовых блока, 360 МВт), а также построить новую Ургальскую угольную ТЭС в Верхнебуреинском районе Хабаровского края (три блока на 600 МВт). По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», строительство всей этой генерации может обойтись в 150 млрд руб. Также потребуется до 4,2 тыс. км сетей стоимостью почти 300 млрд руб.

Наталья Скорлыгина, Татьяна Дятел, Владивосток