Пт. Дек 13th, 2024

Аптеки пережили пандемию

Аптеки пережили пандемию

Фармритейлеры теряют выручку

Аптечные сети, чья выручка в первом квартале прошлого года в условиях ажиотажного спроса взлетела на рекордные 25%, теперь фиксируют падение продаж. По итогам января—марта общий оборот фармрозницы сократился на 9%, до 363 млрд руб. Часть потребителей уменьшила покупки даже базовых лекарств, закупив их впрок еще до локдауна. Зато более чем на 67% выросли продажи безрецептурных препаратов в сегменте e-commerce.

В январе—марте общие продажи аптечных сетей, входящих в топ-50, сократились год к году на 9%, до 363 млрд руб., подсчитали в DSM Group. На компании из этого списка приходится 73% российской фармрозницы. Наиболее выраженную отрицательную динамику из первой двадцатки показала сеть «Здоров.ру» (доля на рынке 1,2%), чьи продажи упали на 14%, до 4,2 млрд руб. Возглавляющая рейтинг АСНА, объединяющая 12,9 тыс. аптек по всей стране и чья рыночная доля составляет 12,6%, сократила объемы реализации в первом квартале на 10%, до 45,8 млрд руб. «Неофарм» (ее доля 3,7%) потеряла за январь—март 8,2%, выручив 13,3 млрд руб., а «Эркафарм» (4,1%) — 7,3% (14,9 млрд руб.).

Первый квартал этого года стал для фармрозницы провальным. Для сравнения: в январе—марте 2020 года совокупные продажи взлетели на 25%, до 398 млрд руб., говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Текущие результаты оказались хуже и трех первых месяцев допандемийного 2019 года, когда сети выручили 318,3 млрд руб., что больше на 2% год к году.

С начала 2021 года максимальное падение продаж зафиксировано в сегменте препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, занимавших значимую долю в выручке в прошлые периоды, поясняет эксперт.

«Этой весной мы уже не наблюдаем ажиотажного спроса на лекарства, который был в марте 2020 года. Тогда перед локдауном потребители скупали базовые препараты впрок»,— подтверждает гендиректор «36,6» Александр Кузин. Эта сеть в первом квартале 2021 года выручила 14,8 млрд руб., что меньше на 3% год к году. Господин Кузин связывает падение продаж в прошлом квартале с эффектом высокой базы, который был год назад.

На фоне падения продаж у офлайн-ритейлеров заметно выросла выручка у аптек, продающих безрецептурные препараты через интернет, говорит Сергей Шуляк. Так, у «Сбер Е-аптеки» объем реализации увеличился на 67%, до 3,2 млрд руб., у «Здравсити» (сервис бронирования фармпродукции, принадлежащий «Ригле») — на 131%, до 2,4 млрд руб. «При таком росте неудивительно, что свои маркетплейсы по онлайн-заказу безрецептурных лекарств намерены развивать Ozon, X5, Wildberries и «Яндекс»»,— добавляет господин Шуляк.

Фармритейлеры подтверждают переток покупателей в онлайн. В АСНА сообщили, что в первом квартале 2021 года зафиксировали рост числа предзаказов через интернет до 200%.

Но сеть, по словам директора по e-commerce Максима Ржезникова, пока активно не развивает это направление. «Мы приступим к этому после того, когда будут легализованы онлайн-продажи рецептурных препаратов»,— говорит он. Гендиректор «Риглы» Александр Филиппов говорит, что рост заказов через интернет позволил сети в первом квартале удержать продажи. По данным DSM Group, компания выручила за этот период 25,9 млрд руб., что больше на 5% год к году.

«Едва ли разрешение на продажу рецептурных лекарств через интернет существенно повлияет на оборот аптек»,— сомневается собеседник “Ъ” на фармрынке. По его мнению, ситуацию может изменить введение системы лекарственного страхования, когда пациент сможет получать компенсацию за лекарства по льготным рецептам, купленные им в любой аптеке. Сейчас льготники получают такие лекарства в основном в государственных аптеках по рецептам особой формы.

Опрошенные “Ъ” фармритейлеры ожидают, что до конца июня сопоставимые продажи всей фармрозницы будут скачкообразными. Но уже во втором полугодии, надеются они, у сетей начнется заметный прирост совокупной выручки, который по итогам июля—декабря может увеличиться на 14–15% год к году.

Александр Осипов

Топ-10 аптечных сетей по итогам первого квартала 2021 года

Место Название Оборот (млрд руб.) Прирост* (%) Доля в коммерческом сегменте (%) Количество точек
1 АСНА 45,8 -10 12,6 12919
2 «Ригла» 25,9 5,2 7,1 3207
3 ИРИС 16,8 1,2 4,6 2437
4 «Апрель» 15 25,4 4,1 2059
5 «Эркафарм» 14,9 -7,3 4,1 1070
6 «36,6» 14,8 -3 4,1 1477
7 «Нео-Фарм» 13,3 -8,2 3,7 832
8 «Имплозия» 13 -4 3,6 3340
9 «Вита» 11,6 -4,7 3,2 1825
10 «Планета здоровья» 11,4 -0,8 3,1 1904

открыть таблицу в новом окне

*Относительно первого квартала 2020 года.

Источник: DSM Group.